Фотогалерея
|
владимир черновВладимир Николаевич Чернов (р. 1953) - русский певец (баритон). С 1983 солист Мариинского театра (среди партий Жермон, Фигаро, Валентин в "Фаусте"). С конца 80-х годов поет за границей. В 1988 исполнил партию Марселя в "Богеме" (Бостон). С 1991 в Метрополитен Опера (дебют в гала-концерте). В 1992 исполнил здесь же партию Родриго в "Дон Карлосе". Пел в Ковент-Гардене партию Фигаро (1990). Участник ряда премьерных постановок опер Верди в Метрополитен Опера (1993, "Стиффелио", партия графа Станкара; 1996, "Сила судьбы", партия Дона Карлоса). В сезоне 1996-97 выступил там же в заглавной партии в "Евгении Онегине". В 1993 на Зальцбургском фестивале исполнил партию Форда в "Фальстафе". Среди записей партии Родриго в "Дон Карлосе" (дирижер Ливайн, Sony), Елецкого (дирижер Гергиев, Philips). Е. Цодоков
Разговор с Владимиром Черновым
Имя Владимира Чернова хорошо известно в современном оперном мире. Его считают одним из ведущих исполнителей вердиевского репертуара, а западная критика сравнивает его голос со знаменитыми баритонами прошлого. Карьера певца начиналась в Мариинском театре. Здесь он исполнял свои лучшие партии - Жермона, Фигаро, Валентина. В начале 90-х годов певец был вынужден уехать заграницу, где с успехом дебютировал на сцене "Метрополитен-опера". Теперь Владимир Чернов редко гастролирует в России - его последний приезд на фестиваль "Площадь искусств" состоялся по приглашению Юрия Темирканова. - Владимир, в прессе можно встретить высказывания, что на западном оперном рынке популярны и востребованы три русских баритона - Сергей Лейферкус, Дмитрий Хворостовский и Владимир Чернов. Это соответствует истине? И как на западе относятся к русским певцам? - Помимо перечисленных есть Василий Герелло, Николай Путилин, около пяти солистов Кировского театра, певцы из бывшего Советского Союза. Просто в прессе любят писать о наиболее известных, а в рекламе нуждается каждый, даже Пласидо Доминго. Что касается второй части вопроса: Рикардо Мути как-то сказал, что оперный мир поделен между русскими и остальными. Но это начало - дальше будут только русские! А если серьезно, к русским относятся по достоинству, тем более, если они поют русский репертуар. Лейферкус поет на немецком, Хворостовский на итальянском - творчество этих певцов многогранно. Они дают много сольных концертов, поэтому в центре внимания - и вполне этого заслуживают. - В каком театре вы поете? - Я не принадлежу ни к одному театру. У меня ни с кем нет эксклюзивного контракта. Когда-то я принадлежал Кировскому театру, но теперь свободен. Конечно, я могу сказать, что являюсь солистом Метрополитен опера, но я также солист и других театров. - Сколько партий в вашем репертуаре и есть ли среди них любимые? - У меня около сорока ролей, из них девяносто восемь процентов итальянского репертуара. На данном этапе творчества самое выдающееся произведение для моего голоса - партия Фигаро в "Севильском цирюльнике". Я записал "Цирюльника" вместе с Груберовой, но диск пока не вышел в связи с проблемами в голосе певицы. Так же мне дороги многие произведения русских композиторов. - Вы упомянули Эдиту Груберову, а с кем еще из звезд мировой оперной сцены вам приходилось петь? - Легче сказать с кем я не пел! В первую очередь называю самых великих, но всех трудно перечесть: Мирелла Френи, Марта Медль, Лучано Паваротти, Кири Те Канава, Пласидо Доминго... Остаются невероятные впечатления и чувства, когда следишь за техническим процессом великих исполнителей. Себя я считаю воспитанником старинной вокальной техники. У меня огромная коллекция старинных записей от Шаляпина до Руффо. Я с юных лет увлекался прослушиванием подобных дисков - это приносит огромную пользу. - А вам приходилось исполнять современный репертуар? - Примерно год назад я исполнил кантату Гордона Гетти "Жанна Д'Арк и колокола". Кантата написана для баритона, сопрано, хора и оркестра. Петь современную музыку интересно, но я отношусь к ней с большим подозрением - это присуще многим в оценках своих современников. Определить качество и уровень нового произведения достаточно сложно. Хотя, с художественной точки зрения, кантата Гетти написана превосходно - в стилистике современного модерна. Я не отрекаюсь от современной музыки, ведь это отражение нашей действительности. - Владимир, расскажите о ваших учителях. - Мой первый в жизни педагог - Михаил Петрович Чугунов в Ставропольском музыкальном училище. Он, если можно так сказать, внучатый ученик выдающегося итальянского мастера вокала Эверарди. В Московской консерватории я занимался у Георгия Селезнева, два года обучался у Гуго Тица. Но в моей жизни были и другие педагоги - москвичи и ленинградцы. Мне очень любопытно познавать школу разных учителей. - А вы сами не занимаетесь педагогической деятельностью? - Моя педагогическая деятельность невелика. Я даю мастер-классы в Майами, Лос-Анджелесе, Сиэтле. В течение часа очень трудно работать с четырьмя-пятью студентами. Иногда мне снится, что я преподаю и обсуждаю с учениками вокальные проблемы. Я думаю, что в скором будущем начну преподавать - когда перестану ездить по всему свету. А мастер-классы не стабильны. Мне хочется передать то, чего самому не хватало в годы учения, и что я постиг с опытом. Наша профессия чрезвычайно многогранна, в ней множество нюансов, от которых зависит уровень исполнения. Вокал - колоссальный комплекс всего, чем певец живет. Я стараюсь в одном мощном "пучке" выразить всю теорию - как должно быть. С точки зрения дыхания, акустики и только затем, выразительности. - Интересно, как вы разучиваете партии? Ваш исполнительский стиль очень эмоционален, и даже когда просто слушаешь арии в вашем исполнении, можно ярко ощутить и представить, как вы играете ту или иную роль. - Спасибо... Все комплименты я приписываю своим учителям! Но конечно, и мои собственные качества имеют значение. Я готовлю партии по стандартному методу: читаю партитуру, слушаю оперу и затем разучиваю роль. Раньше прослушивал других исполнителей, но затем отошел от этого. Хочется вносить что-то свое, хотя и полезно слушать корифеев. Если бы я готовил партию Скарпиа (правда, я по природе далек от него), то прибегнул бы к записям. Но самое главное заложено в начальной базе, и важно получать опыт от педагогов. Такими для меня были Свиридов и Темирканов - они по крупицам формировали профессионализм, а затем это проявлялось в моей исполнительской деятельности. Мой педагог номер один - Кирилл Николаевич Черноземов. Он потрясающе работал над интерпретацией моих ролей - Жермона, Дон Жуана. Для меня этот период счастливый и значимый. Его постулат - вокальная интонация через пластику тела. Еще очень важно работать с носителями языка исполняемых произведений. Нужно понимать не только краску языка, но и акценты. В языке существуют определенные законы, без которых певец не может убедительно выглядеть на сцене. Я очень люблю камерный репертуар, но не часто даю сольные концерты. Я ловлю себя на мысли, что камерный романс - это монолог. В камерной музыке множество важных пластов и акцентов, без которых не возможно предстать перед публикой. - Что намечается в ваших творческих планах? - Я скептически отношусь к будущему. Есть в планах Яго - может быть это будет в 2005 году. Хочу попробовать спеть Скарпиа. Безумно любопытно соприкоснуться с французским репертуаром - "Гамлетом" Тома и "Искателями жемчуга" Бизе. Сейчас готовлю романсы Глинки на итальянском и романсы Чайковского на французском. Что касается русских гастролей - совместно с "Терем-квартетом" планируем две новые программы. - Вы были солистом Мариинского театра. Как сейчас оцениваете годы, проведенные в этом коллективе, и что для вас значит Мариинский театр? - Обстоятельства моего отъезда на Запад хорошо известны. Я пел в одном-двух спектаклях в месяц, а для профессионального артиста этого не достаточно. Было тяжело и трудно, но я приобрел школу и очень ценю свои работы в России. Для меня это значительная часть жизни, и я никогда не планировал покинуть театр. Атмосфера в Кировском была благоприятная и с Темиркановым, и с Гергиевым. Я благодарен Валерию Абисаловичу - он дал мне возможность работать за границей. Я не мыслю себя вне Кировского театра: здесь подготовил программу к четырем международным конкурсам, здесь я состоялся как певец. Беседовал Дмитрий Изотов (2002 год)
|
© ankasimonyan
|